Сибирь церквями прирастала

31 Августа в России и Сибири празднуется народный праздник «День лошадей»…

В старинном сибирском селе Зеледеево, что стоит на берегу Томи между Кузбассом и Томской областью издавна существовал народный обычай: в день памяти святых великомучеников Флора и Лавра, или как его ещё называли в народе «лошадиный праздник», жители пригоняли к церкви лошадей со всех окрестных деревень входящих в православный приход. В гривы вплетали цветные ленты и кусочки яркой материи, украшали попону и сбрую. После торжественного молебна окропляли животных водой и вели купаться на Томь. Святые Флор и Лавр, как защитники и покровители домашних животных, были широко известны на Русской земле, а их изображения имелись в каждом крестьянском доме. Даже ветеринарные лекари в случае безнадежности «больного», обращаясь к святым мученикам, часто получали просимое. Поэтому молебны, проводимые по просьбам владельцев лошадей пользовались в селе обслуживающем Сибирский( Томский) тракт большим спросом.

Есть приход, значит, будет и доход

Российские первопроходцы были в основном православными людьми и обосновавшись на новом месте всегда старались первым делом поставить часовню или церковь. И делалось это не только по потребности к духовной жизни, но и от понимания того, что церковь в России является неотделимой частью государства Русского и без прихода не будет в жизни в селе. Формируемая вокруг священника церковная община организовывалась и нацеливалась на целесообразность и порядок в духовной, и хозяйственной жизни. Сибирские монастыри наделялись государством обширными земельными и водными угодьями для организации своей пашни, а среди местных крестьян считалось выгодным работать на правах арендатора под крышей богатого собственника.

Там же, где гуляла сибирская вольница, как правило, начинало процветать беззаконие и самовольство. Первым сибирским архиепископом в 1621 году был назначен Киприан Старорусенин из Новгородского Спасо-Хутынского монастыря. Обладая твердым характером и благочестием, он, прибыл в Тобольск, где начал свою деятельность с достраивания Софийского собора, и организации при нем жизненно необходимого хозяйственного уклада.

В своих посланиях к патриарху он сообщал: «…В Сибири, во всех городах и острогах, мимо которых ехал, дворишки ставлены худые и тесные, хоромишки все крыты соломою… люди живут самовольно, у приказных людей в непослушании,… а в Сибири попы зачастую самозванцы, воры и бражники, да и быть им нельзя, только быть им по великой нужде, потому что переменить некем».

Понимая опасность такого нравственного падения населения, патриарх обратился к сибирской пастве с учительским посланием, где указывая на недопустимость беззакония и отступления от православных норм поведения, призывает верующих вести жизнь праведную. Послание зачитывалось во всех городах и селах. Параллельно с этим были проведены и «кадровые изменения», смещены с должностей ряд государственных чиновников взявших на себя роль удельных князьков.

До конца 17 века Сибирская епархия решала хозяйственные вопросы по обустройству церквей и монастырей. Не забывала о Сибири и Москва, направляя на хлебное жалование духовенству весьма значительные суммы. И к началу 18-го века Сибирская Епархия стала фактически материально независимой от центра.

По прямому указанию архиепископа Киприана было начато составление летописи покорении Сибири казаками. Для этого в сельских приходах находили ещё живущих очевидцев похода Ермака и с их слов описывали события тех лет. С этого же времени убитых в этих походах русских воинов стали упоминать во время церковных служб.

Миссионерская деятельность также не была забыта. Одной из важнейших задач сибирского духовенства было распространение православия среди местных тюркских племен. Служивых людей особым царским указом, обязывали терпимо относится к коренному населению, быть для них защитниками, принимая под свое покровительство. И многие язычники, утвердившись в православной вере, приобщаясь через неё к русской культуре, становились «бывшими инородцами» и даже переходили на государеву службу. 

На Сибирском тракте

«Сибирский тракт – самая большая и, самая безобразная дорога во всем свете» — писал в своих путевых заметках великий русский писатель А.П. Чехов. Весной 1890 года он проезжал по Томскому тракту через село Зеледеево, где к тому времени на береговой террасе реки Томь с 1817 года стоял деревянный храм во имя святых Флора и Лавра. Село жило хлебопашеством и извозом по тракту, который проходил прямиком через центр села, где стоял большой постоялый двор. В 1902 году церковь срубленная из ели в лапу, была перенесена с берега реки на центральную площадь, где стоит и ныне. Приход села объединял больше десятка деревень и считался весьма богатым. Жители прихода занимались обслуживанием путешествующий народ по Сибирскому(Томскому)тракту.

После второй волны репрессий против православной церкви в 1938 году шестикупольный храм закрыли и приспособили под развлекательные нужды. Сельская молодежь в помещении храма устраивала свои комсомольские собрания и танцы. После ВОВ, храм перестроили, разобрав купола, и стали использовать под зерновой склад. Полуразрушенное здание церкви стоит в селе рядом с новым храмом и поныне.

ПлохоТак себеНормальноХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...