Путешествие команды «Томские плесы» по Томи от города Юрга до областного Томска началось с разглядывания понтонного моста разделяющего реку на две части. Конструкция его такова, что свободный проход под ним для маломерных судов сложен. Так как утвержденный администрацией моста протокол по согласованию и прохождения судов под разводной секцией длителен по времени. Поэтому владельцы легких лодок ПВХ, чтобы не портить себе отдых, пешим порядком преодолевают эту преграду, перетаскивая свои суденышки и вещи по малоприспособленному для этого берегу.
В этот раз сплав решили совершить на двух двухместных надувных байдарках. Лодки этого класса, как и любые другие, имеют свои достоинства и недостатки. Среди первых качеств отметим их быструю сборку-разборку, легкость веса и непотопляемость, а ко вторым, в виду их малой осадки, отнесем недостаточную курсовую устойчивость, которая даже при среднем ветре превращается в проблему. Поэтому без рулевого пера про комфортную греблю приходится забыть.
Едва вышли на стрежень Томи, как легкий северо-восточный ветерок стал быстро усиливаться и железнодорожный мост Транссиба мы проходили по белым барашкам волн под пристальным наблюдением вооруженной охраны. Через пары минут напряженной гребли, борясь с боковым ветром, мы вырвалась из-под железной магистрали на речной простор. Зацепились веслами за стремнину, и покатилась вниз по струям Тальского переката. Перекат хоть и шустрый, но так себе., Если идти точно по быстрине, то даже в сильную межень он проходим для винтовых маломерок. Правда есть за нижней оконечностью Тальского острова длинная мель из мелкой наносной гальки. Чтобы не попасть на неё нужно строго придерживаться струи переката не пугаясь тычков его водоворотов и держа курс на середину провиса проводов ЛЭП пересекающих Томь в паре километров ниже.
Река в этом месте поворачивает к северу и ветер с восточного стал дуть прямо в лицо, поднимая полуметровую волну. И хотя наши байдарки оборудованы самодельными кормовыми швертами, без которых в таких условиях удерживать лодку на курсе было бы невозможно, парусности легкого корпуса хватало, чтобы под воздействием шквалистых порывов она постоянно рыскала в стороны.
Идти становилось все труднее, за ходовой час вместо запланированных семи, прошли всего один километр и в полдень у Пятковской курьи были вынуждены выйти на берег для отдыха и обеда. Понимая, что график движения сорван окончательно, а о рыбалке вообще можно забыть, так как в Томи при северных ветрах щука ложится на дно, скорректировали свои планы, надеясь, что к вечеру ветер спадет, и мы сможем добраться хотя бы до Иткары. Решили набрать свежей воды. Попрыгав по волнам, пользуясь парусностью корпуса лодки, галфвиндом перескочили на правый берег реки к роднику. Набрав воды, мы едва смогли обогнуть скалистый мысок, настолько сильный был встречный ветер. Так и пошли дальше впритирку к берегу, продирая веслами водоросли. В это время на фарватере творилось что-то неописуемо. Белые вспененные гребни метровых и большего размера волн с черной водой под ними заполняли Томь на ближайшие три километра Саломатовского плеса. Уже потом мы узнали, что скорость ветра в этот час достигала в порывах 45-50 м/с. Всё это стало внушать серьезные опасение в благополучности окончания нашего маршрута.
Нашим спасением было то, что реки в Сибири не текут прямо и после продолжительного плеса, как правило, следует перекат с очередным крутым поворотом реки. Даже сильный встречный ветродуй может перемениться и уже не так препятствовать дальнейшему продвижению вперед.
Безнадежно отставая от графика мы подошли к деревне Иткаре лишь вечером. Силы наши были на исходе и, добрав свежей воды из иткаринского ключа, ушли на левый берег, где и встали на ночевку. Ночь прошла спокойно, в отличие от правобережья, где от обилия отдыхающих громкоголосых автотуристов не было свободных мест.
Утром на Томи сильные ветра бывают редко. Легкие утренние бризы, плавно стекающие с её крутых берегов никак не мешают получать удовольствие от работы веслом. Мы решили встать пораньше и воспользоваться утренним затишьем нагнать упущенные накануне километры, и если получиться то побросать блесны в наиболее перспективных заводях у речушек впадающих в Томь.
Так и сделали. В конце концов, нашей целью была не гонка, а спокойный сплав и получаемое от него удовольствие.
В утренней тишине незаметно дошли до Острожного острова перед Сосновским острогом. Остров любопытен тем, что протока между ним и правым берегом мелкая, о чем даже есть упоминание в дневниковых записях Степана Крашенинникова участника второй Камчатской экспедиции и преодолевшего осенью 1734го года участок речного пути от Кузнецкой крепости до губернского Томска.
Эта прогреваемая солнцем протока со слабым течением, идеальный инкубатор для различного малька. А если есть рыбная молодь, то значит, есть и хищная щучка.
Во многих туристических справочниках и отчетах встречается упоминание об уникальном Острожном ключе в семистах метрах выше по берегу от места, где три столетия назад стояла казачья крепость. Упоминание об источнике есть, а фотографий его нет. В чем причина? Идя по протоке, мы обратили внимание на то, что весь крутой береговой склон был буквально пропитан водой, которая сочилась темными пятнами из-под корней высоких сосен. Но, большого родника нигде не было. Нашли только мокрое пятно два на три метра на прибрежной гальке. Видимо эрозия берега сделала свое черное дело, и родник давно исчез. Эту версию скоро подтвердил встретившийся нам местный житель на рыболовной лодочке.
Установленный местными краеведами, покосившийся памятный крест на месте южного угла Сосновского острога пока ещё стоит. Когда то здесь был глухой угол из высокого бревенчатого частокола на краю глубокого оврага и высокого берегового обрыва.
Обширные галечные отмели с быстрым течением между Острожным островом и Зеледеевским интересны для туристов, как место поиска полудрагоценных агатов. В основном встречаются округлые камешки с зеленоватым оттенком из семейства халцедонов. За полчаса можно насобирать целую пригоршню красивого минерала.
Пока проходили острожную протоку, легкий ветерок усилился, и к полудню река покрылась белыми барашками. Вчерашний шторм продолжался. Появилось желание собрать лодки и пойти пешком по берегу. У старинного села Зеледеево, с трудом выгребая против ветра, увидели впереди на всем пространстве реки огромные для Томи волны и, обсудив дальнейшую перспективу нашего плавания, вызвали домашнюю эвакуацию, которая через пару часов незамедлительно прибыла на место вынужденного финиша…
Свежие комментарии